Завтра 9-е мая.
May. 8th, 2020 11:14 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
minsk-old-new.com/places/pamyatniki-i-skulptury/pamyatnik-yama
Памятник «Яма»
Из 2,5 миллиона белорусских граждан, погибших во время Великой Отечественной войны, более чем 800 тысяч были узниками гетто... И об этом сегодня нельзя забывать.
Хроника гибели гетто, которое в самом начале оккупации было создано для «удобства» ликвидации 100.000 согнанных сюда людей, началась ранней осенью 1941 года, когда было расстреляно 23.804 чел. Затем массовые погромы проводились регулярно.
Вот эти даты:
23 сентября 1941 г.
7 ноября 1941 г.
20 ноября 1941 г.,
2 марта 1942 г.,
28 июля 1942 г,
октябрь 1943 г.
Во время немецкой оккупации Юбилейная площадь, часть улиц Островского, Димитрова входили в границы еврейского гетто. И фашисты регулярно творили там погромы. Самую крупную карательную акцию оккупанты провели в марте 1942 года. В течение трех дней к оврагу на окраине гетто приводили большими группами узников и расстреливали их.
Всего же в результате злодеяния, учиненного 2 марта 1942 года, было расстреляно более 5 тысяч евреев, включая 200 сирот из детского дома вместе с медперсоналом и воспитателями. Около 500 трупов свалили в яму, расположенную у пересечения нынешних улиц Заславской и Мельникайте.
В «Черной книге» Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга есть материал о трагедии Минского гетто, заканчивающийся словами: «21 октября 1943 года гетто было снова, в последний раз окружено гестаповцами. Людей, всех до единого, погрузили в машины и вывезли на смерть. В тех случаях, когда в квартирах никого не находили, дома взрывали гранатами, чтобы находящиеся в укрытиях обрели смерть».
До освобождения белорусской столицы от оккупантов дожили лишь 13 узников гетто, укрывавшихся в склепе возле старого еврейского кладбища. С 1947 г. на этом месте стоял скромный обелиск с текстом на языке идиш: «Евреям — жертвам нацизма», построенный усилиями белорусских евреев.


Это был первый и долгое время единственный памятник жертвам Холокоста на территории всего бывшего Советского Союза. Кроме того, это был и первый памятник в СССР, на котором было разрешено сделать надпись на идиш.

Прислана Смиловицким Л. Л., доктором исторических наук, ст. науч. сотрудником Центра по изучению еврейской диаспоры при Тель-Авивском университете.
Из воспоминаний Романа Мордоховича: «Многие годы Яма была знаковым местом для минских евреев. В 1970-е и 1980-е каждый год 9 мая там собирались тысячи жителей города — евреев. Примерно с 11 часов утра невозможно было пройти по Ратомской улице. Это не было ни официальным, ни самодеятельным митингом, об этой встрече никто никогда не объявлял, но из года в год количество приходящих туда людей увеличивалось. Были некие попытки возложения венков с бело-голубыми лентами, но они моментально пресекались властями. В начале 1980-х с самого утра к Яме подгонялись грузовики с генераторами, и через огромные „митинговые“ динамики начиналась трансляция невыносимой громкости музыка. Как правило — „песни советских композиторов“. Даже на расстоянии нескольких десятков метров от автомобилей невозможно было находиться и, тем более, разговаривать. Многотысячная толпа медленно перемещалась, пожилые уходили, молодежь искала другое место. Со временем эти встречи превратились в некую молодежную тусовку. Там знакомились, иногда потом и женились, читали письма из Израиля, Америки, узнавали новости. Об этой традиции минчане, живущие в Израиле, хорошо помнят. Фраза „Последний раз мы виделись в 1982-м на Яме“ не требует пояснения коренному минчанину. Раз на Яме, значит, 9 мая.
А вот о другой дате встречи на этом же месте знают значительно меньше людей. 2-го марта, в день того — самого жуткого погрома, на Яму тоже приходили люди. Много-много меньше. У этой встречи не было тусовочного оттенка. Там редко можно было встретить и человека, пережившего гетто. Я бы назвал этих людей — „второе поколение“. Дети тех, кто был ТАМ. Иногда уже со своими детьми. На этой встрече не обменивались сплетнями, да и говорили вообще-то мало. Можно не поверить, но люди, пережившие гетто, часто невыносимо стыдились этого».
На фото снято такое событие 2-го марта в конце 1970-х.

Сейчас на том страшном месте находится мемориальный комплекс «Яма» (перекресток Заславской и Мельникайте), напоминающий о погибших здесь во время войны евреях. Это действительно глубокая яма, на дне которой находится обелиск из черного гранита.


Перед ним — круглая площадка, красиво выложенная черной брусчаткой. Авторство бронзовой скульптурной композиции принадлежит белорусскому художнику, председателю еврейских общин Беларуси Леониду Левину и скульптору из Израиля Эльзе Поллак.





17 ступеней ведут вниз оврага. На обелиске на русском и идиш написано: «...Светлая память на светлые времена пяти тысячам евреев, погибших от рук лютых врагов человечества — фашистско-немецких злодеев. 2.03.1942 г...» 85 тысяч минских евреев, 10 тысяч из местечек, 35 тысяч депортированных из стран Европы было уничтожено в этом овраге.
Союз белорусских еврейских организаций и общин выступают инициаторами проведений Дней памяти Холокоста. В рамках этого мероприятия в Минске проходят «круглые столы», посвященные изучению обстоятельств трагедии белорусских евреев, в которых принимают участие представители различных посольств в Беларуси, Комитет по делам религий и национальностей, ученые, белорусские «Праведники народов мира», преподаватели минских вузов, школьные учителя из ряда регионов страны и др.
Есть в Минске еще памятник жертвам геноцида. На пересечении минских улиц Сухой и Коллекторной (это также территория бывшего еврейского гетто) о происшедшем злодеянии напоминают 3 мемориальных камня. В память о погибших здесь евреях из Бремена, Гамбурга и Дюссельдорфа.
no subject
Date: 2020-05-21 01:34 pm (UTC)и жуткая память
no subject
Date: 2020-05-21 02:00 pm (UTC)