Дневники Астрид Линдгрен. 1940 (2)
Apr. 4th, 2022 07:54 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
9 апреля
Мир - не так ли? Нет, нет - до мира далеко, как никогда! Я так устала, что едва могу писать в этот вечер.
С этого утра Норвегия находится в состоянии войны с Германией. Дания оккупирована немцами: они быстро захватили датскую администрацию, не встретив сопротивления. Телефонная связь с Норвегией прервана. Поводом к тому, что Германия взяла на себя "вооруженную защиту нейтралитета Норвегии", послужило минирование англичанами норвежских фарватеров, чтобы воспрепятствовать перевозкам железной руды из Нарвика Германию. Но нападение, несомненно, планировалось давно. Немецкие войска высадились здесь, там и везде. Берген, Тронхейм, Осло и многие другие города заняты. Норвежское правительство отправилось в Хамар. Западные державы пообещали Норвегии немедленную помощь.
Так что теперь и страны северной Европы стали театром военных действий, а Швеция - единственная среди них, на чью территорию еще не ступали иностранные войска.
"The peaceful corner of Europe"("Мирный уголок Европы"), ха-ха! Мы ждем всеобщей мобилизации, и, вероятно, лишь вопрос времени, когда немцы захотят "защитить" и наш нейтралитет.
12 апреля
12 апреля 1940 года — день тревоги, беспокойства и горя в Стокгольме. Ходят слухи, что сегодня в 18 часов Германия должна получить от нас окончательный ответ: позволим ли мы ее войскам пройти в Норвегию. Хотя это может быть просто слух, как и многие другие до этого. Но об этом постоянно и везде все говорят, многие собираются даже уехать ненадолго из города. Сегодня в полдень Стуре получил специальное письмо с просьбой явиться на военную службу и в 3.15 уехал на автобусе в Спонгу. От него до сих пор никаких вестей. На практике — это всеобщая мобилизация, хотя это слово стараются не произносить.
Если бы мы только знали, что нас ждет!
14 апреля
Какой ужасный и мрачный день! Серый, серый, со стойким мокрым снегом. Карин (дочь) больная в постели. Позвонил Стуре и сказал, что не может получить отпуск.
Все попытки расслабиться безнадежны. Кошмар нависает над нами все время. Британцы заминировали все Балтийское море, кроме шведских территориальных вод. В Норвегии тоже не утихают бои. Король Хокон (норвежский) был атакован немецкими бомбардировщиками и ему пришлось спрятаться в ближайшем лесу. Внезапный захват Норвегии Германией был успешным во многом благодаря внутреннему предательству. Норвежские нацисты предали свою страну. Но сопротивление на Крайнем севере пока не подавлено: британцы и норвежцы, по-видимому, даже отбили Нарвик.
Если же нам повезет избежать войны, у Швеции в будущем довольно мрачные перспективы. Наш экспорт на Запад полностью прекратился. И, конечно же, наш импорт. Газовое управление предупреждает нас, что если мы не сократим потребление газа, то ситуация может стать критической. Бог его знает, как сократить потребление, когда нам постоянно нужен газ для нагрева воды. Вскоре, видимо, останемся вообще без газа, и что дальше? Жетоны счетчиков газа выросли с 20 до 25 эре, а один проезд на трамвае стоит теперь 20 эре. Электроэнергия дорожает, еда дорожает, сахар на днях снова подорожал на четыре эре за кг, и теперь нормируется, как чай или кофе.
Но я уверена, что для нас все только начинается. Зато всегда можем "утешить" себя мыслью, что будет еще хуже.
2 мая