olindom: (Default)
[personal profile] olindom
 источник: https://jewish.ru/ru/stories/chronicles/192834/


Эта еврейка оказалась в концлагере Маутхаузен-Гусен уже после его освобождения. Медсестра Мэй Лопатин месяцами выхаживала бывших узников, а потом годами видела во снах трупы и бараки.

Мэй Лопатин родилась в Нью-Йорке 1 мая 1920 года. Ее родители были иммигрантами. Отца привезли в Америку в 13-летнем возрасте, чтобы уберечь от призыва в армию. Семья матери приехала в США из Австро-Венгрии. Мэй с детства говорила на английском, понимала идиш плюс выучила немецкий. После школы она закончила курсы медсестер и устроилась на работу в роддом.

В 1943 году Мэй услышала заявление Красного Креста о катастрофической нехватке медсестер в армии. «Я еврейка, медсестра и не замужем. Нужно идти», – решила девушка. Ее военная служба проходила на территории США, но в мае 1945-го ее 130-й эвакуационный госпиталь оказался в Австрии: их привезли в концлагерь Маутхаузен-Гусен, только что освобожденный американскими войсками.

Кошмарный запах концлагеря они почувствовали за десять километров до того, как увидели «адскую бездну среди красивейшего ландшафта». Военные медики уже слышали о гитлеровских концлагерях, но считали, что слухи о них преувеличены. К тому, что им довелось увидеть за воротами с циничной надписью «Работа освобождает», не был готов никто. Повсюду лежали трупы, по лагерю ходили люди, похожие на живые скелеты. Офицер, участвовавший в освобождении Маутхаузена, показал медикам печи крематория, газовые камеры, замаскированные под душевые, каменоломню, в которой заключенных заставляли работать на износ, помещения, где проводились жуткие медицинские эксперименты.
 

В итоге госпиталь развернули не на территории освобожденного концлагеря, а поодаль, чтобы бывшие узники на время лечения оказывались в другой атмосфере. Нуждавшихся в медицинской помощи было много – до двух тысяч человек каждый день. Большинство из них не в состоянии были самостоятельно дойти до госпиталя. В свою очередь, не все врачи были готовы наведываться в концлагерь для выявления больных. Мэй вызвалась на эту работу сама – так же поступили еще три девушки: одна была похожа на еврейку, а вот две другие были этническими немками.

Когда Мэй в первый раз зашла в один из бараков, то увидела три категории людей: больные, умирающие и умершие. Умерших не успевали хоронить. Каждое утро Мэй и ее подруги обрызгивали одежду дезинфицирующими средствами, закрывали лицо самодельными масками и пешком отправлялись из госпиталя в лагерь.

Бывших узников нужно было не только лечить, но и кормить, и одевать. После обращения в Красный Крест в лагерь прислали ткань и швейные машинки, чтобы решить проблему с одеждой. На еду же освобожденные набрасывались, несмотря на то, что с приходом американской армии ее стало вдоволь. Их кормили три раза в день, самым частым блюдом было жаркое с хлебом. Но все жаловались, что не наедаются. Еду крали, залезая в кухню через окно. Чтобы прекратить кражи, рядом с кухней был выставлен караул. Вооруженные охранники были и у медсестер. Начальник госпиталя считал, что их следует охранять от возможных нападений со стороны мужчин, давно не видевших женщин. Мэй постоянно носила с собой пистолет, ночью клала его под подушку.
 

Работать было безумно сложно: в лагере бушевал тиф, медикаментов, перевязочных средств и инструментов не хватало. Часто единственное, что было в силах Мэй – обеспечить хоть какой-то комфорт пациентам, поговорить с ними по душам. Женщины спрашивали ее, откуда она родом, чем занималась до войны, рассказывали ей свои истории. Как их привозили в лагерь, заставляли раздеваться догола, держали на холоде, как ужасно они себя чувствовали, проходя мимо большого числа мужчин, как они потеряли всех родных.

Однажды сотрудница лазарета обратилась к Мэй за срочной помощью: «Одна из пациенток – бывшая надзирательница. Она смертельно перепугана, ей пообещали, что сегодня ночью ее убьют. У кого-то есть ножницы». Мэй вместе с другой медсестрой вывела женщину из лагеря. Всю дорогу та дрожала, а проходя мимо газовых камер, чуть не потеряла сознание. Ее передали командованию госпиталя. Что с ней стало потом, Мэй не знала. 

 
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

olindom: (Default)
olindom

July 2025

S M T W T F S
   123 45
678 9 1011 12
1314 15 1617 18 19
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 20th, 2025 06:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios